Zoppe, Северная Америка

С величайшим удовольствием представляю североамериканской публике старинный цирк Зоппе – итальянскую семейную цирковую труппу.

Семейный цирк Зоппе, основанный в 1842 году, приглашает гостей в свой уютный шатер на 500 мест, где проходят представления, созданные в лучших итальянских традициях Старого Света. В отличие от отдельных цирковых выступлений, представления труппы Зоппе связаны одним героем – клоуном Нино – и одной историей, в которой участвуют и акробаты, и дрессированные собаки, и клоуны, и зрители – причем участвуют очень активно. Джованни Зоппе, цирковой артист в шестом поколении, исполняющий роль Нино, заявляет, что представления труппы метят гораздо выше, чем принято сегодня в цирке. «Во время представления мы стремимся затронуть все струны души, – утверждает он. – Мы заставляем зрителей смеяться, плакать и сочувствовать героям».

«Цирк Зоппе похож на книжку с картинками: клоуны, трапеции, танцующие собачки, арена и шатер шапито. Представления цирка находятся вне времени … именно так и должно быть».

История
Семейный цирк Зоппе начинался как весьма скромное предприятие и за 160 лет превратился в один из самых знаменитых цирков Европы. Как и многие хорошие сказки, история цирка началась с любви мальчика и девочки.

В 1842 году юный уличный артист, француз Наполеон Зоппе, в поисках работы забрел на центральную площадь венгерского города Будапешта. Там он увидел прекрасную танцовщицу на лошади – очаровательную Эрменгильду, покорявшую сердца и умы своей грацией и актерским мастерством. Но самое главное, она покорила своей красотой сердце Наполеона.

Однако Наполеон был всего лишь клоуном, поэтому отец Эрменгильды считал его недостойным своей дочери и не одобрял их дружбы. Влюбленные бежали в итальянскую Венецию, где основали цирк, который и по сей день носит их имя. Сменялись поколения, а цирк успешно пережил две мировых войны и политические беспорядки в Италии и в остальной Европе.

Альберто Зоппе, праправнук Наполеона, унаследовал цирк почти сто лет спустя после его основания. Сам будучи великим наездником, Альберто с юности гастролировал с цирком по Европе, завязывая дружбу со многими выдающимися людьми, одним из которых стал прославленный актер и режиссер Орсон Уэллс.

Уэллс, работавший в то время в Риме, убедил Альберто сыграть в небольшом фильме о цирке, который снимали в Лондоне. После этого Альберто пригласил на работу Джон Ринглинг Норт из знаменитой цирковой труппы Братьев Ринглинг, который ставил цирковые номера для оскароносного фильма Сесила Б. Демилля «Величайшее представление на Земле» (The Greatest Show on Earth). Альберто сомневался, стоит ли ему покидать свою семейную труппу в Италии ради американского цирка, но Норт настойчиво упрашивал его и даже предложил предоставить семейному цирку Зоппе слона на то время, пока Альберто будет работать у него. Альберто согласился и в итоге сыграл заметную роль в фильме.

Альберто так и остался в Америке: он продолжал работать в цирке Ринглинга и обзавелся семьей. Альберто и его жена Сандра дали жизнь новому поколению цирковых артистов, ставших продолжателями семейной традиции. Все их дети – Джованни, Тоска и Карла, вместе со своими супругами – в разное время принимали участие в семейном деле. Шесть лет назад Джованни возродил в Америке семейный цирк Зоппе, который с тех пор завоевал среди зрителей и критиков репутацию очаровательного образца традиционного европейского циркового искусства.

По словам Джованни, поддерживать великие цирковые традиции ему помогает вся семья. Особенно благодарен он своему отцу, который даже сейчас, в 82 года, все еще умеет вызывать восторг зрителей всякий раз, как выходит на арену. «Он настоящая звезда нашего представления, – утверждает Джованни. – Он из тех, кто умеет полностью завладеть вниманием зрителей. Он просто потрясающий артист. Я очень горжусь тем, что он выступает в нашем цирке».

Альберто, со своей стороны, считает, что именно благодаря зрителям цирковые артисты вроде него молоды душой и продолжают выступать. «Когда видишь, что людям нравится то, что ты делаешь, наслаждаешься этим еще больше, – объясняет Альберто. – Я родился в шоу-бизнесе, и думаю остаться в нем до самой смерти. Сейчас мне 82, у меня искусственное бедро и искусственное колено, но я по-прежнему не хочу уходить».