Упсала-цирк, Санкт-Петербург
 Упсала-цирк, Санкт-Петербург  Упсала-цирк, Санкт-Петербург

2000 год. Неуютная, слякотная петербургская весна. Невский проспект. Раздраженные взгляды прохожих, тревожные заголовки газет, серая, неприметная одежда. И девушка-немка на одноколесном велосипеде. Какая нелепость!

То же самое повторяли и в 2007 году, когда в городе заговорили об «Упсале» - первом цирке для «трудных» уличных подростков. Представления были бесплатными, труппа и шатер – крошечными, а потому мало кто воспринимал приглашения всерьез. В городе, подобном Питеру, каждый месяц рождаются и исчезают любительские детские труппы. Но на этот раз все было по-другому.

А причем тут немка?

Как рассказывают в цирке, история началась в Париже. Сюда в 1995 году из Германии приехала шестнадцатилетняя девушка. И впервые увидела бродячих цирковых артистов – жонглеров, акробатов, мимов. В Париже они выступают на каждой улице, но для туристов это всегда оказывается откровением. Так впечатлительная Астрид Шорн – именно так звали девушку – решила научиться цирковым трюкам.

А пять лет спустя она уже разъезжала на одноколесном велосипеде по Невскому проспекту. Приехав в Россию, чтобы пройти практику по социальной педагогике, Астрид осталась в Питере и основала цирковую студию для безнадзорных детей. Вместе с режиссером Ларисой Афанасьевой девушка отыскивала будущих подопечных на вокзалах и станциях метро. Детям нравились трюки – они пытались повторить их прямо на улице. Там же они собирались для первых репетиций. Так в начале нового десятилетия бродячий детский цирк обрастал идеями и артистами. Но до успеха было еще далеко.

Что такое «упсала»?

Оставим начинающих артистов в 2000 году. А в паузе попытаемся разобраться – что же такое эта самая «упсала»? Словари выдадут вполне прозаическую версию: Упсалой назван город в Швеции. Просто и понятно, но все же неверно.

На самом деле слово «упсала» состоит из двух частей: немецкого восклицания «упс» - так говорят, когда не могут сдержать удивления – и циркового сленга «ала». Почему немецкий? – спросите вы. Но вспомните – цирк основала юная немка. Как же еще она могла назвать детскую труппу, как не хулиганистым «Упс» и профессиональным «ала»?

Мы бродячие артисты…

«Трудный» цирк скитался по бесплатным столовым, паркам и станциям метро пять лет. Здесь учили и отрабатывали трюки, ставили номера, занимались актерским мастерством и хореографией. Здесь давали первые импровизированные представления и учились общаться со зрителем.

С 2001 года группке беспризорных артистов пришлось сменить десяток помещений: Астрид и Ларисе отказывали, боясь связываться с «опасными» и «непредсказуемыми» уличными детьми. Пустив ребят на несколько репетиций, директора школ настораживались, сомневались, пугались и, в конце концов, просили навсегда покинуть их актовый или спортивный зал.

Впрочем, кочевая жизнь принесла и хорошее. Труппа сплавилась и окрепла: сюда пришли работать профессиональные цирковые тренеры Ярослав и Петр Митрофановы, а позже к ним присоединилась знаменитый хореограф, педагог и психолог Елена Прокопьева. За четыре года скитаний многие дети решили остаться в труппе. С ними цирк переживал тяготы, испытания, радовался новым впечатлениям и знакомствам, разъезжал по международным фестивалям и турне. Но самое интересное было впереди…

Синий шатер в зелени

На питерской улице Большая Зеленина есть неприметный серый дворик. Обыкновенный, каких в городе тысячи. Но его знают многие. Ведь – если пройти чуть подальше - можно натолкнуться на… цирковой шатер! Самый настоящий, синий, с яркими рисунками. Среди мрачных панелей он выделяется как подсолнух на картофельном поле. Если вы подойдете ближе, то, возможно, попадете на спектакль цирка «Упсала».

Свой приют бродячая труппа нашла в 2005 году. Сначала ребят приютил Виктор Мамаев, директор коррекционной школы №25. Именно тогда у цирка появилась постоянная площадка для репетиций и даже свой крохотный офис. И сразу же цирк открыл новую группу – для учеников школы, детей с нарушениями развития. С тех пор – и по сей день – ребята два раза в неделю учатся балансировать на шарах, танцевать и жонглировать платками (если вы думаете, что платками жонглировать легко, попробуйте дома!).

Удачи, как и беды, редко приходят одни. Только освоившись в школьном спортивном зале, юные артисты вновь стали готовиться к переезду – на этот раз в собственный цирковой шатер. Его подарили зрители и спонсоры через компанию FiftyFifty. Уже в мае артисты торжественно открывали Первый Детский Цирковой Шатер. Здесь они обитают и теперь, мечтая поставить в шапито печки и настоящие трибуны. Тогда можно будет давать представления и в холода.

Первый успех

Ну что могут две девчонки, заигравшиеся в цирк? Так думали зрители, которые приходили на первые «настоящие» представления «Упсалы». Вход бесплатный, единственная реклама – сарафанное радио. Посетителей было мало, но те, кто приходил однажды, оставался здесь навсегда.

Постепенно первый «серьезный» спектакль - «Город в чемодане» - начал собирать аншлаги. В небольшом натре места становится мало – зрители уступают друг другу места, сами садятся в проходах, кто-то стоит. Фантастическим образом помещаются все. А на сцене – что-то невероятное. Спектакли – немые, в духе фильмов Феллини. Сочетание хореографии, акробатики, драматургии и музыки – что-то непривычное для российского зрителя. И абсолютно не похожее на натужную самодеятельность других, «благополучных», студий.

Дети в восторге – их пленяют сложные трюки, забавные репризы, задорные музыкальные ритмы. А взрослые чувствуют себя обманутыми: пришли в цирк, а их заставляют плакать – настолько не детская здесь драматургия, настолько болезнен и точен подтекст. Но разве всегда нужно смеяться?

«Летающие дети»

2008 год – время, которым здесь принято гордиться. Именно тогда цирк вместе с креативным агентством «Арт Терра» открывает первый международный детский цирковой фестиваль «Летающие дети». В парк ЦПКиО съехались юные артисты со всего мира. Были и давние друзья «Упаслы» - финский цирк Хельсинки, с которым еще в 2000 году труппа наладила программу обмена.

Следующим летом цирк провел второй «летающий» фестиваль. На этот раз программа была насыщеннее: в гости к цирку приехала труппа Хельсинки, бельгийские артисты из коллектива Cie Baladeu'x, фолк-группа «Добраночь», брейк-данс команда «Top Nine», театр «Пиано» из Нижнего Новгорода, а также театральная студия «Перспектива».

В 2010 фестиваль прошел в мае – вместе с именитым мим-театром «Лицедеи». Четыре дня на сцене выступали артисты из России, Германии, Швейцарии и Финляндии. К постоянным гостям фестиваля добавились новые – немецкий цирк Cabuwazi. финская компания Race Horse Company, а также Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк» (Россия, Чечня).

«Упсала» отправляется дальше

Чем живет «хулиганский» цирк сейчас? Что стало с его воспитанниками? Где теперь первые зрители? Все в цирке – говорят организаторы. Старшим артистам труппы уже по двадцать лет. Кто-то из них планирует цирковую карьеру, кто-то решил поменять профессию. Многие остаются в «Упсале» - тренировать новичков.

Выпускники, которые не захотели расставаться с цирком, основали при «Упсале» свою студию. Сейчас в ней занимаются и ставят спектакли старшие артисты. Они гастролируют по миру, выступают с благотворительными спектаклями, участвуют в цирковых и театральных фестивалях.

Самых младших артистов набрали совсем недавно – в 2009 году. Теперь их находят в кризисных центрах и социальных учреждениях города. Сейчас они учатся верить в себя, воспитывают самоуважение и – попутно – осваивают цирковые трюки и хореографию. В июне 2009 они впервые вышли на сцену со спектаклем «Прогулка в панамке». И это – как уже поняли в цирке «Упсала» - только начало. Дальше будет гораздо интереснее…

 Упсала-цирк, Санкт-Петербург  Упсала-цирк, Санкт-Петербург