UniverSoul, США
Цирк UniverSoul, США Цирк UniverSoul, США

Цирковые истории многочисленны как булыжники на мостовой. Тысячи из них начинались в потрепанных семейных фургонах, сотни – в городских муниципалитетах. Караваны историй выходили из церквей, где юные циркачи сочетались браком, толпы их бродили по улицам.

В России десятки сюжетов рождались в инженерных бюро с проектами зданий, в Италии истории прятались в ярмарочных каруселях, которые держали главы семейств. Иногда о цирках заговаривали на похоронах, реже – в уборных. И только один цирк нашел свою историю…в библиотеке. Произошло это в Америке.

Выстрел

В 1993 году в пресыщенных штатах было почти невозможно придумать что-то новое. Но создатели цирка UniverSoul сделали сальто назад. Седрик Уокер, бывший продюсер музыкальной группы Commodores, решил раскрывать и вытаскивать таланты темнокожих артистов. Кто сказал, что они умеют только читать реп и танцевать?

«Мы стремились продемонстрировать нечто иное, создать шоу, которое раскрыло бы широкий спектр таланта афроамериканцев», - говорит Седрик Уокер, - «Нам было важно глубоко окунуться в нашу культуру и понять, какие виду искусства темнокожих еще не известны людям. Я хотел применить свой опыт продюссирования в «живой» цирковой сфере, хотел привнести изменения в привычную индустрию, дать рост новым возможностям».

Раскопки

Идея нового цирка распрямлялась и обрастала плотью в залах библиотек. Здесь Седрик Уокер изучал историю афроамериканской культуры с начала веков до сегодняшних дней. Так продюсерская группа наткнулась на упоминание о темнокожей труппе, которая разъезжала по континенту с 1893 года. Уокеру казалось, что сухие строчки справочника складываются в тексты хип-хопа, обращаются в укротителей и диких животных, рассыпаются и несутся в водевильном танце. Здесь, в библиотеке, и прозвучала судьбоносная фраза: «А что, если нам собрать полноценный цирк?»

На следующий же день начались поиски артистов. Но где взять чернокожих? Как доходчиво и внятно рассказать о своей культуре языком цирка? В какой форме создавать представления? Но у провидения добродушный характер: если ты делаешь первый шаг, оно непременно подтолкнет тебя в спину. Так произошло и с UniverSoul.

Сокровище

Улицы США 90-х годов пахли пончиками и сладкой газировкой. Но сильнее они пахли сольвентом – ароматом только что вышедших из печати выставочных плакатов. Экспозиции рассыпались по улицам городов как шоколадное драже. На них натыкались в подвалах музыкальных магазинчиков, на крышах, посреди дворовых распродаж и в холлах гостиниц.

На одной из таких выставок и бродил наш старый знакомый Седрик, когда отыскал свой бриллиант – ящик с материалами о чернокожем цирке. Будущий антрепренер здорово напугал продавца, когда отдал деньги и едва не понесся в танце с драгоценными пластинками и брошюрами. Здесь было все, о чем могли грезить цирковые корсары – видео, картинки, статьи и заметки.

Кстати, бывший владелец ящика не пожелал уходить со сцены. «Он оказался настоящим знатоком афроамериканской цирковой традиции», - писал впоследствии Седрик Уокер, - «И делился с нами не только знаниями». Старый торговец – как в потасканных американских сюжетах – оказался Учителем. Он отвел творческую группу к Принцу БоДжино – одному из первых темнокожих укротителей. Он представил начинающих артистов легендарным циркачам и соткал цельную картину из рассыпанных идей, надежд и наработок. Цирк переставал быть призраком – теперь о нем спорили, шутили, рассуждали и грезили забытые темнокожие артисты со всей страны.

Укротитель

Работа началась в 1993 году. Комики, иллюзионисты, воздушные гимнасты и менеджеры набирали артистов, тренировали, ругались в рекламных агентствах, шептались в швейных мастерских и бесконечно звонили поставщикам реквизита. За три недели до открытия цирка Седрик заглянул в учебный центр для начинающих артистов. Именитый укротитель явно забыл о подопечных. «Цыплята» висели на перекладинах, рискуя переломать себе ноги, кто-то валялся с журналом на матах, кто-то грыз орехи. Нет, это никуда не годится!

«Я полюбовался на то, что называлось репетицией, и единственная картина, промелькнувшая перед моими глазами, гласила: «Первый темнокожий цирк. В день премьеры тигр пожирает укротителя», - писал Уокер в своем дневнике, - «Так я уволил звезду. И понял, что пропал».

В тот день – за три недели до премьеры – цирк остался без укротителя. Бледнеющий, краснеющий антрепренер изнывал и бранился в своем офисе до одиннадцати ночи, а после сказал себе: «Все уже сделано, Седрик. Теперь иди в клетку со львом сам». И он пошел бы – по крайней мере, так он утверждал впоследствии, - если б не вспомнил о «сумасшедшем» кузене, который преспокойно засыпал с двумя удавами на подушке. Так к труппе присоединился свежеиспеченный укротитель.

И тут открывается занавес…

Наверное, уволенный Принц БоДжино ликовал – когда цирк, потратившись на костюмы и афиши, затаил дыхание и распахнул шапито, в него вошла…пара родственников. Первое представление принесло одни убытки. Но идея оказалась живучей.

Уокер кружил хороводы покровителей и спонсоров, убеждал, привлекал, доказывал и бранился – его не слышали. Тогда он принялся выписывать счета, брать кредиты, закладывать. И через несколько месяцев о нем заговорили. Чернокожий UniverSoul перевернул американское представление о цирке вверх тормашками, когда в 1994 году его «Хип-хоп под куполом» показали на стоянке перед стадионом Атланты.

Первый цирковой сезон утопил несчастное шапито в килограммах критических рецензий. Но были и восторги. Пара приятных слов против сотни ругательных – вот чем подпитывались артисты. А через пару сезонов горы неприятных статей начали таять – журналисты привыкали к новым формам, пробовали, дивились непривычному вкусу и смягчали резкие слова. В 1997 году труппа UniverSoul отправилась в турне по десяти городам. Через два года шоу побывало в девятнадцати местах, а в 2005 число городов выросло до тридцати двух. К 2015 году Седрик Уокер мечтает пуститься в мировое турне.

Цирк UniverSoul, США Цирк UniverSoul, США