7 Fingers, Канада
7 Fingers, Канада 7 Fingers, Канада

«Особый сорт безумия, - терапия, которая нужна всем»

«Дерзко, провокационно, смело, сексуально, причудливо и очень стильно»

«Поразительно!»

«Талантливые артисты, интеллектуальные идеи, толковая хореография и комедия, волнующие действия и превосходная музыка»

Так пресыщенные европейские обозреватели смотрят на современные цирки. Где дикие животные? Их рык слышен за сценой! Где клоуны? Они здесь – в обличье тихого семьянина, офисного клерка, подростка и матроны-домохозяйки. Где фокусники? Они за кулисами – колдуют над светотенью, выкатывают прозрачные лестницы, призывают на головы артистам ветра и бумажные дожди, сплетают взаимоотношения в причудливые клубки.

Такие же, как мы

В монреальском 7 Fingers не видно цирка. Он растворен в драматургии, будто микстура в горячей воде. Вот лирический герой расслабленно восседает на висячем канате, вот школьник несется от моралистов-родителей, перескакивая с одной движущейся фигуры на другую, а вот мать семейства кружится в танце со сковородой, вскидывая ноги и ходя колесом. Простые люди, которые чувствуют и умеют чуть больше чем каждый из наблюдателей в зале. Ничего удивительного. И все – странно, дико, фантастично.

Цирк-театр 7 Fingers, открытый в Монреале в 2002 году, и не скрывает своей тяги к «фантастической обыденности». Объявляя о первых постановках – признаются артисты – здесь надеялись на одно: приблизить цирк к человеку, к его надеждам и переживаниям. Так было вначале. А восемь лет спустя по земному шару принялись разъезжать яркие фургоны – немцам, французам, японцам и русским везли причудливые, странные спектакли. И на всех континентах зрители чутко впитывали каждую сцену – вытирали слезинки, хохотали, смущались, внутренне спорили и грустили. Цирк не приближался к человеку – он проникал в его мир и страивал там перестановку.

…пять, шесть, семь!

На самом деле, артистов куда больше. Но в основной, действующей, движущей группе – шестеро. И – вместе с ними, будто большой палец на ладони – генеральный директор. Нассиб Эль-хуссейни (Nassib El-husseini). Политолог, советник и волонтер дюжины национальных и международных организаций. Как он оказался в цирке? Если верить местной легенде, сбежал с труппой 7 Fingers, а затем взял на себя тяготы управления. Как было на самом деле, не знает никто.

Шана Кэрролл (Shana Carroll) тоже сбежала в цирк. Но не из науки, а из театра. В 1988 году начинающая актриса прикоснулась к трапеции и… влюбилась. Да так, что через год, в девятнадцать лет, распрощалась со сценой и начала выступать в цирке Пиклов. Несколько лет спустя Шана продолжила тренировки в монреальской цирковой школе. Чуть позже были партии в цирке Солнца, выступления в цирках “Элоиза” и “Флора”, съемки в телевизионных шоу и сериалах. А в 2002 году признанная гимнастка и хореограф Кэрролл становится одним из “пальчиков” в новом театре-цирке.

Изабель Шассе (Isabelle chasse) тоже грезила полетами. Пятилетняя, она знала, что станет воздушной гимнасткой. А в одиннадцать отправилась в городскую спортивную секцию. Провинциальную девчонку из Квебека быстро заприметили и отправили в Монреаль - учиться в национальной цирковой школе. Через два года юная гимнастка уже выступала в Дю Солей и снималась в телевизионных шоу.

А вот Сэмюэль Тетро (Samuel tétreault) метался от одного занятия к другому. К четырнадцати он успел побывать хоккеистом, пловцом, дайвером и велосипедистом. Но остановился на силовой гимнастике. Ее-то он и постигал в цирковой национальной школе, где учился семь лет. Позднее начало не всегда ведет к невыразительной карьере. Уже с первых выступлений Тетро получает мировое признание.

Джипси Сингер (Gypsy Snider) звуки аплодисментов не прельщали – они казались обыденностью. Дочь цирковых антрепренеров, она выбежала на манеж в четыре года. И с тех пор даже не думала об ином призвании. Воздушная гимнастка, танцовщица и иллюзионистка, она преподает в канадской цирковой школе и ставит номера для знаменитых коллективов.

Себастьян Солдевила (Sébastien Soldevila), напротив, циркачом быть не хотел. Он учился на биохимическом факультете и стал бы доктором, если б не страсть к акробатике. Нет, не научные работы сделали его любимчиком среди студентов, а спорт. Здоровяк Солдевила шутя рыгал с трамплина, нырял, катался на лыжах и делал акробатические трюки в составе французской юношеской сборной. Так он попадает в цирк Солнца, а уж из него – в 2002 году – в 7 Fingers.

Патрик Леонард, чемпион по художественному катанию на роликах, тоже чихать хотел на цирк. Он грезил о славе ученого-химика. Но тяга к выступлениям была сильнее. Окончив престижный университет, Патрик бросает карьеру преподавателя и кидается в безумный цирковой мир. Он становится комиком и перебирается в Германию, где работает в казино, кабаре и театрах. Не зная – до поры - что ждет его в родной Канаде.

Нелепо, безумно, волшебно!

Представления 7 Fingers не сможешь забыть, даже если очень постараешься. Сперва они удивляют. Потом – настораживают, сбивают с толку. Через несколько минут вы начинаете злиться – вместо добротного театра показывают какую-то нелепицу! А еще через время вы знаете себя – в случайном жесте, костюме, слове или детали, втягиваетесь, привыкаете и – уже под занавес выдыхаете: Как чудесно!

Каждое представление театра – спуск в преисподнюю человеческой психики, сюрреалистические путешествие, жонглирование ассоциациями, игра воспоминаниями, грезами и задавленными порывами. Здесь ничего не боятся – ни бессонницы, ни наркотиков, ни потери памяти, ни паранойи, ни ипохондрии. Темные стороны жизни вытаскивают на свет, рассматривают и обыгрывают в жизнерадостных цирковых жанрах – жонглировании, воздушной гимнастике, иллюзии, клоунаде. И зал смеется. А когда смешно – не страшно. И всега находятся силы для преодоления, творчества и полета.

7 Fingers, Канада 7 Fingers, Канада