Price, Испания
Price

Истории средиземноморских цирков редко бывают привязаны к месту, к зданию. Еще бы – в ласкающем климате и с пищей, что лежит чуть ли не под ногами, грех не путешествовать в легких повозках с парусиновыми шатрами и с парой-тройкой бойких друзей-артистов.

Но и здесь, в Средиземноморье, есть цирки-оригиналы, цирки-обособленцы, те, что осели в одном городе и навсегда отказались колесить по стране. Испанский коллектив Прайса – один из таких.

Teatro Circo Price – так звучит его полное название – прожил несколько жизней. Первая началась в 1847 году, когда Томас Прайс, упрямый ирландец и талантливый объездчик лошадей, прибыл в Мадрид, чтобы основать собственную труппу.

Начинающему антрепренеру повезло: в то время жители Мадрида были словно помешаны на цирковом искусстве – делом чести считалось хотя бы раз побывать в одном из знаменитых шапито, коих в городе было множество. Страсть публики распространялась и на другие жанры – театры, варьете, балет…

Часть всеобщей любви к развлечениям досталась и скромному цирку Прайса, который тот открыл в 1858 году, спустя одиннадцать лет после приезда в город. Шапито стояло возле шумной площади Плаца де Торос и не могло не привлекать зевак. Публике настолько нравилось удобное расположение цирка и мастерство тамошних акробатов, что даже высокие цены на билеты не останавливали ее.

А через десять лет, когда в Мадриде обосновались вереницы приезжих, и тяга к развлечениям превратилась в наваждение, Томас Прайс отстроил стационарный цирк. Проектом деревянного здания со сценой вместо традиционного манежа занялся архитектор Педро Видаль. Цирк построили на земле сада Пасео-де-Реколето, где теперь находится угол улицы Кале Барбара де Браганса.

Успех предприятия был настолько ощутим, что в 1879 году небольшой театр перерождается в цирк Прайса, с грандиозными постановками, роскошным реквизитом и собственным оркестром. Вскоре старый Томас Прайс умирает, и цирк переходит к его сыну, наезднику Уильяму.

Вечером 5 декабря 1880 года обновленный цирк Прайс – под руководством сеньора Периша – зазывал публику в свое новое здание, дворец, отстроенный по проекту архитектора Авнустина Ортиса де Вильяджоса.

Здесь и началась вторая жизнь цирка. Теперь он стоял на площади Пласа дель Рей, где сейчас находится офис местного министерства культуры. В 1917 – 1027 годах название цирка менялось несколько раз, принимая фамилии Прайса и Периша попеременно.

В начале XX века на сцене цирка устраивали лотереи, проводили соревнования по армрестлингу и борьбе, давали классические концерты и сарсуэлу - испанские музыкально-театральные постановки. В этот ярчайший для цирка период колдлективом управляли двое – Леонард Генри Периш (1917 – 1930) и Мариано Занхес Рексач (1930 – 1936).

В июле 1936 года в Испании началась Гражданская война, и цирк пришлось закрыть. За три года неразберихи и постоянного противостояния осаде здание взорвали. Казалось, о восстановлении труппы можно было забыть. Но в 1940, через год после завершения войны, здание отстраивают вновь.

С этого времени цирк сменяет десятки руководителей: Франциско Перезоффа (1940-1941), Хуана Карселля (1941-1960), Мануэля Фейхоо и Артура Састиллу (1960-1970). Директора, работая каждый в своей манере, сумели раздобыть возродившемуся цирку славу одного из лучших коллективов Мадрида. Сюда приезжают знаменитые артисты, циркачи, певцы и театральные труппы, здесь выступает Эстреллита Кастро, Антонио Молина, Рафаэль Фарина и Джулиано Вальдеррама.

Но и это здание не стало вечным. 12 апреля 1970 года третий цирк Прайса дает свое прощальное представление и закрывается на реставрацию. Так, ожидая, строение простояло десять лет, пока о нем не заговорили активисты – циркачи, критики, семьи актеров и музыкантов, архитекторы, ученые… С начала восьмидесятых неравнодушные обивали пороги, составляли петиции, писали статьи и проводили лекции – все для того, чтобы мадридский цирк проснулся снова.

В 1999 году их услышали. В июне мадридский городской совет вместе с Министерством культуры (Национальный институт театрального искусства и музыки) приобрел здание, выстроенное по проекту Ронда де Аточа, где прежде находился текстильный завод. Здесь и начали строить четвертый стационарный цирк.

Подновить старое здание взялся архитектор Мариано Байон. За работу принялись в 2002 году. Вместе с инвестициями в 25 миллионов евро Мадридский совет подарил городу уникальное место для проведения цирковых спектаклей, театральных постановок и музыкальных концертов.

Получив стационарный цирк, город сравнялся с Парижем, Брюсселем, Мюнхеном, Амстердамом, Лиссабоном и Будапештом, чьи цирковые здания сохранились с конца XIX века, а также с Лондоном, Копенгагеном, Веной и Манчестером, где тоже появились круглогодичные цирки.

К Рождеству 2006 года обновленный цирк Прайса открылся для публики. Несколько недель здесь проходили праздничные спектакли и выставки. Официально же здание представили городу лишь через несколько месяцев, в марте 2007.

Сейчас цирк дает детские представления, спектакли и концерты, часто приглашает актеров и популярных исполнителей. Оставаясь цирком, здание стало культурным центром города. Основоположник Томас Прайс не мог и мечтать об этом, когда с небольшой суммой в чемодане приехал сюда из холодной недружелюбной Ирландии.

Цирк Прайса
 Цирк Прайса
Price
Price