Саратовский цирк
Саратовский цирк Саратовский цирк

Говорят, что Саратов – родина российского цирка. Еще бы – здешняя история манежных выступлений берет свой отсчет с 5 декабря 1873 года! К сожалению, эта громкая фраза неверна. Цирк в Саратове – второй по счету, хотя и основали его те, кто открыл первое, пензенское, здание.

Конечно, было бы некорректно предположить, что до конца 1873 выступлений артистов горожане не видели. Ярмарки, временные цирки-шапито собирали толпы любителей залихватских, зрелищных развлечений. Вовсю работали иностранные цирки, больше напоминавшие бродячие коллективы, чем гастролирующие труппы. Так, в 1860-70-х в России был известен цирк бельгийца Э. Беренека, который, по сути, и положил начало саратовскому городскому цирку.

Разрозненный коллектив, кустарно сколоченные номера и устаревшие программы, заставляющие зрителей скучать, не прибавляли цирку популярности. В 1873 году Беренек был вынужден признать, что его предприятие потерпело крах.

Спасение к незадачливому антрепренеру, терпевшему острую нужду в деньгах, пришло в лице его артистов - молодых, но уже знаменитых братьев Никитиных. Они выкупили у бельгийца все – от шатра до реквизита, и стали собственниками первого городского шапито. Сделка о продаже состоялась 5 декабря 1873 года. Позже эту дату назовут днем рождения саратовского цирка.

Однако с покупки прав на цирк до первого представления прошло около трех лет. Все это время, с 1873 до 1876 годы, Дмитрий, Аким и Петр Никитины отстраивали огромное деревянное здание с добротной парусиновой крышей. В первой программе «Русского национального цирка братьев Никитиных» выступили российские артисты, что вызвало восторг и мгновенное приятие номеров у зрителя. Популярность заведения была предопределена.

Единственный стационарный цирк собирал сотни зрителей в течение сорока пяти лет. А в 1921 в Поволжье наступил голод. Умирали люди, умирали животные. Не хватало корма и топлива. Ни о каких выступлениях не могло быть и речи. Но цирк выдержал. И когда в 1922 году открыли въезд в город, Саратовский цирк спешил пригласить артистов из других городов, и, подновив старую программу, открыл двери для публики.

В 1928 году обветшавшее, ставшее опасным для зрителей и работников помещение пришлось снести. Город остался без излюбленного развлечения на три года: строилось новое здание. Осенью 1931 деревянный цирк снова сзывал публику яркими афишами, трубившими об открытии сезона.

Много чего повидал второй по счету саратовский цирк. Здесь в 1951 году давал свои первые номера Олег Попов. Тогда он начинал как эксцентрик на проволоке. Проработав пару месяцев в тбилисском цирке, он отправился в Москву, и только затем, в качестве ассистента знаменитого Карандаша, приехал на гастроли в Саратов. Как раз в то время, будто по подсказке судьбы, местный клоун ломает ребро, и дирекция саратовского цирка в срочном порядке просит Попова подменить артиста на манеже. Что оставалось делать? Так и появился у нас «солнечный клоун».

Практически каждый день в цирке находились тысячи людей, десятки животных; проходили бесчисленные собрания, представления, репетиции… Немудрено, что к 1959 году устарело и второе здание. Однако слом строения и возведение нового цирка посчитали неуместным. Решили реконструировать. Предстояло разобрать деревянный купол, заменить его старые конструкции новыми, стальными, расширить холлы, увеличить площадь бытовых помещений, где готовились к выступлениям артисты и обитали животные.

При этом цирк ни на месяц не остановил свою работу, все так же приглашая горожан на программы. Перестройку здания проводили незаметно, в межсезонные перерывы. Реконструкция заняла пять лет: сначала поменяли купол, затем приступили к остальным задачам.

А уже в 1963 году саратовчане любовались обновленным, совершенно другим цирком: рабочие выстроили новые фасады, полностью изменив внешний вид здания. Неудобные деревянные скамьи исчезли, теперь на их местах стояли приятные полумягкие сиденья. Манеж блистал новизной, а за кулисами появились просторные, современные гримерные. Артисты получили возможность составлять и готовить здесь свои номера, легче стало проводить репетиции.

Стремление к эстетическому совершенствованию не покидает дирекцию цирка и годы спустя. В 1971 году по инициативе Иосифа Дубинского перед зданием цирка был возведен оригинальный фонтан – гигантский одуванчик, со всех сторон которого били тонкие струи воды. Идею этого сооружения цирк привез из австралийского Мельбурна, куда саратовская труппа приезжала с гастролями. В 1999 году в чаше фонтана появятся фигуры животных.

К 125-летию цирка, в 1998 году, было решено произвести очередную, юбилейную, реконструкцию: обновили фасад здания, перестроили интерьер внутри помещения, установили современную технику, восстановили покрытие манежа. Отдавая должное почти уже забытым основателям, сделали на фасаде яркую надпись: «Цирк им. Братьев Никитиных». Пожалуй, саратовский цирк можно назвать звездной площадкой. Именно здесь публика могла насладиться мастерством легендарных мастеров безрассудного, вечно юного искусства: в разные годы здесь выступали дрессировщики Дуровы, Борис Эдер и Валерий Филатов, Ирина Бугримова, иллюзионист Игорь Кио, группа канатоходцев под руководством Владимира Волжанского, династия Запашных…

И это еще не все. Помимо блестящих, невероятных программ Саратовский цирк регулярно проводит мероприятия федерального масштаба. Добрая традиция началась с 1999 года, когда здесь состоялся II Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства. В 2001 году прошел конкурс клоунады, а в 2003 – Международный фестиваль-конкурс циркового искусства. Февраль 2005 отметился необычным фестивалем «Принцесса российского цирка», который повторился здесь же через два года, в 2007.

Сегодня цирк все еще носит имя братьев Никитиных, основоположников российской цирковой традиции. А это говорит о многом.