Boswell, Южная Африка
Цирк Брайана Босвелла Цирк Брайана Босвелла

Свое имя «Boswell», один из самых знаменитых южноафриканских цирков, получил благодаря английскому артисту Джеймсу Босвеллу (1826), который переходил из одного цирка в другой, нанимаясь то клоуном, то наездником, то эквилибристом. В 1859 Джеймс погиб на манеже цирка «Наполеон» в Париже, выполняя сложный трюк на лестнице. В то время ему было тридцать три года.

У Джеймса осталось трое сыновей. Все они разъехались по английским и европейским циркам. Старший же, Джеймс Клементс Босвелл, основал собственную труппу «Цирк Босвелла», скромная премьера которого прошла в Йоркшире, в 1882 году. Путешествуя по стране, цирк буквально завоевывал пресыщенного, скучающего зрителя, и через несколько лет обрел долгожданную узнаваемость.

Джеймс Клементс, отец пятерых сыновей и двух дочерей, обучал их всему, что умел сам, и, в особенности, акробатике и выездке. К этому времени в стране то тут, то там возникают экзотические, громкие мюзик-холлы, тягаться с которыми – из-за их новизны - становится тяжело. В 1898 году Босвелл-старший принимает болезненное решение – закрыть цирк.

Однако то, что казалось горьким финалом, было всего лишь передышкой перед большим путешествием. Наследники цирковой династии – пять братьев Босвелл – продолжают давать представления в театрах и мюзик-холлах, а вскоре открывают собственное шоу «Boswell’s Stage Circus». С ним они кочуют по театральным подмосткам всей страны.

На одном из таких представлений молодых артистов замечает госпожа Филлис, владелица цирка в Южной Африке. Предприимчивая антрепренер сразу же подписывает с Босвеллами полугодовой контракт и увозит их в страну, откуда им уже не захочется возвращаться.

Джеймс Клементс и его сыновья (Джим, Альфред, Уолтер, Сидни и Клод), жены Уолтера и Джима, шесть пони, осел и несколько собак приплывают в Южную Африку в 1911 году. Но долго путешествовать с цирком Филлис им не пришлось: через пару месяцев после их приезда хозяйка распустила труппу.

Оставшись без поддержки в незнакомой стране, англичане были вынуждены бесплатно выступать в мюзик-холле. Через время, доказав, что они могут привлечь зрителя, Босвеллы нанимаются в театры и разъезжают по стране. Давая цирковые представления, артисты привязались к эмоциональной, благодарной публике, и решили открыть собственный цирк здесь.

Джеймс Клементс возвращается в Англию и покупает шатер и несколько пони. В конце 1912 года семья открывает цирковую компанию «Boswell’s Royal Hippodrome». Начало было более чем скромным: деньги на костюмы, афиши и корм животным каждый раз наскребали по крохам, - подрабатывали, занимали, копили…

Постепенно дела улучшились, долги были розданы, и Босвеллы могли позволить себе сложные, масштабные постановки с новыми, яркими костюмами, специальным освещением и рекламой в газетах.

Первая мировая ойна превратилась для молодого, едва утвердившегося цирка в тяжкое испытание. Наемным музыкантам-немцам, которые помогали семье устанавливать шатры и ухаживать за животными, пришлось отправиться на фронт. Найти новых артистов и выезжать из страны было невозможно. Босвеллы сами придумывали номера, шили костюмы, кормили и мыли зверей, готовили реквизит.

Несмотря на одиночество и вынужденную самостоятельность, к 1916 году семейство стало известно как цирк и зверинец братьев Босвелл. Зрители, будто и не было войны, собирались в шатре, а журналисты продолжали публиковать благосклонные рецензии.

Чтобы выступить в городах, к которым еще не проложили железную дорогу, труппа гастролировала в фургонах. Порою семья переезжала из города в город на повозках, запряженных волами. Истории об этих временах – приятных и горьких, трудных и забавных – часто помещают в специальные брошюрки, которые несколько лет назад начал выпускать цирк.

В 1933 году к труппе присоединяется Эрик Хойланд, начинающий комик и памфлетист. Позже, под руководством Босвеллов, он создает знаменитый персонаж - клоуна Тики, ностальгические разговоры о котором не стихают до сих пор.

В конце 1942 года братья Босвеллы уходят на пенсию, однако Сидни и Уолтер продолжают руководить цирком вместе со Стенли Босвеллом, сыном Джима.

После второй мировой войны семейный шатер принимает десятки знаменитых артистов со всего мира, видит лучшие постановки, показывает зрителям опаснейшие трюки и дарит небывалые впечатления. 1955 – 1963 годы называют золотым веком Босвеллов: в это время цирк воспроизводит лучшие программы, созданные за всю свою историю.

В 1962 году Брайан Босвелл, один из сыновей Стенли, заканчивает учебу в школе и начинает работу в цирке. В конце 1963 Сидни и Уолтер решают продать свои доли в цирке, и Стенли, мечтая оставить бизнес в семье, оказывается вынужден согласиться с решением отца и дяди.

Первую половину акций выкупает компания African Theatres, держателем второй становится У.Х. Уилки, владеющий собственным цирком. Семейное шапито переименовали в цирк Босвелла-Уилки, хотя ни один из Босвеллов не был вовлечен в бизнес.

В 1964 в страну на трехлетние гастроли приезжает английский цирк Чипперфильда. Брайан Босвелл консультирует труппу, а позже сам выходит на манеж и ведет программу. Здесь Брайан знакомится с будущей женой, Джейн Стокли, дочерью одного из Чепперфильдов.

Много лет спустя, в 1982 году, Брайан Босвелл открывает свой цирк, который до сих пор путешествует с гастролями по стране. Каждый год труппа посещает около сотни мест, иногда выезжая с выступлениями в соседние страны. Цирк неустанно растет, усложняя и обогащая программы, приглашая лучших артистов и задействуя самые разнообразные виды животных.

Цирк  Брайана Босвелла Цирк  Брайана Босвелла